Федеральный закон о госзакупках: до и после

Порядок проведения закупок товара, работ и услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные потребности, а также заключение и исполнение контрактов по госзакупкам регулирует федеральный закон № 44, вступивший в силу 1 января 2014 года.

До введения в силу ФЗ «О контактной системе» № 44 порядок проведения госзакупок регламентировался федеральным законом № 94. Учитывая наработанный опыт проведения государственных закупок и основы законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли, законодатели решили существенно улучшить качество обеспечения госнужд. Потому было принято решение издать абсолютно новый законодательный акт, а федеральный закон № 94 признать утратившим силу согласно статье 113 ФЗ № 44.

Федеральный закон о госзакупках 44

Взаимоисключения ФЗ № 44 и ФЗ №94

Несмотря на значительные изменения в законодательстве в 2015 году, открытый электронный аукцион не претерпел существенных трансформаций, и общий принцип размещения заявок остался прежним. Как и прежде федеральный закон о контактной системе призван обеспечивать полную прозрачность на всех этапах проведения закупки, исключить коррупцию и прочие злоупотребления. Вместе с тем ФЗ № 44 вводит новые предписания к предоставлению необходимых сведений первой части заявки от участника электронных торгов, а также к обеспечению исполнения контракта. Вдобавок закон распространяет применение национального режима при совершении закупок, запросе котировок и регулирует иные вопросы осуществления госзакупок.

Основные различия ФЗ № 44 от ФЗ №94:

  • Введение единой информационной системы.

С 2016 года каждый сможет получить доступ к информации о госзаказе.

  • Ведение реестра банковских гарантий.

Все банковские гарантии подлежат внесению в реестр для удобства проверки их подлинности заказчиком.

  • Способы определения поставщиков на конкурсной основе.

Предполагается проведение различных конкурсов и запрос предложений для определения поставщиков.

  • Новые условия заключения, изменения, исполнения и расторжения контракта.
  • Требования к участникам госзакупок Контактной системы: активное участие в закупках, квалификация, деловая репутация и опыт работы участника.
  • Антидемпинговые процедуры.
Диаграмма о госзакупках в экономике

Диаграмма о госзакупках в экономике

Установлена пороговая сумма в 15 млн руб. начальной цены контракта.

  • Новый порядок обеспечения контракта и заявки.

В 2015 году в федеральный закон внесли разу несколько изменений. Наиболее важным нововведением для участников госзакупки стало лишение аккредитации юридических лиц, которые были зарегистрированы в офшорной зоне. Потому с 13.08.2015 вышеуказанные предприятия лишаются возможности принимать участие в госзакупке.

Также в конце 2015 года была произведена последняя редакция ФЗ № 44, согласно которой федеральный закон расширяет перечень случаев госзакупки у единого поставщика. Установлена возможность закупки услуг, товаров и работ в случае осуществления ее за счет финансов, выделенных на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Требования к участникам госзакупок

Федеральный закон № 44 предусматривает дополнительные, в сравнении с ФЗ № 94, требования к участникам госзакупок:

  1. Они должны быть правоспособны заключать контракт;
  2. У физического лица или главного бухгалтера юрлица (если он является участником госзакупки) не должно быть судимостей за преступления в экономической сфере (за исключением снятой или погашенной судимости);
  3. Участники госзакупки должны обладать исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
  4. Между участником закупки и заказчиком не должно прослеживаться конфликта интересов.

Планирование, обоснование и нормирование закупок

Важным нововведением в 2015 году стало также планирование, обоснование и нормирование закупок. Теперь заказчики обязаны создавать план-график закупок и соблюдать свод общих правил по нормированию в сфере закупок.
Это означает, что приобретаемые товары (работы, услуги) не должны быть предметом роскоши либо иметь излишние потребительские свойства. Обоснование закупок производится путем предоставления общих сведений о закупке, аргументации цены контракта, а также способа определения поставщика.

Административная ответственность

За нарушение планирования, обоснования, а также общественного обсуждения госзакупок федеральный закон предусматривает начисление денежных штрафов заказчику. Причем несоблюдение поставщиками каких-либо положений ФЗ №44 также предполагает начисление ему штрафов.

Заключение, возможность изменения и контроль выполнения контрактов

С 2015 года по результатам запроса котировок победитель обязан предоставить Выписку (либо ее нотариально заверенную копию) из ЕГРЮЛ до момента заключения контракта. В случае непредоставления Выписки федеральный закон предусматривает признание победителя запроса котировок уклонившимся от заключения договора.

Также с 2015 года разрешается корректировка срока исполнения контракта по соглашению сторон. Еще допускается внесение изменений в отдельные пункты, которые затрагивают вопросы цены товара, услуги, работы либо объема работ и услуг, а также количества товаров, предусмотренных контрактами.

Сравнение законов

В свою очередь, ФЗ №44 предусматривает ответственность заказчика за конечный результат госзакупки. Особенностями исполнения контракта с 2015 года являются:

  • приемка поставляемого товара (услуг, работ);
  • оплата поставляемого товара (услуг, работ);
  • взаимодействие заказчика и поставщика в случае изменений условий контракта либо же его расторжения;
  • введение мер ответственности в случае нарушения каких-либо условий контракта.

В целях контроля и обеспечения прозрачности системы госзакупок заказчик обязуется публиковать отчеты по результатам прохождения каждого этапа контракта, внося их в Единую информационную систему.

Таким образом, с введением ФЗ № 44 закупки в сфере госнужд усложнились и стали более детализированными, но при этом сам процесс госзакупки приобрел еще большую открытость и прозрачность.

Исключение обязательной экспертизы

С 2015 года федеральный закон предусматривает всего несколько видов госзакупки, при совершении которых экспертиза остается обязательной. Во всех же остальных случаях заказчик вправе самостоятельно принимать решение о необходимости проведения экспертизы. Экспертное заключение может быть приложено к отчету исполнения контракта лишь в случае привлечения внешнего независимого эксперта самим заказчиком.

Несмотря на внесения множества изменений в федеральное законодательство о контактной системе в 2015 году, некоторые из них вступают в силу лишь в 2016–2017 годах, а потому всем участникам госзакупок необходимо пристально следить за актуальностью данных и выходом новых редакций федерального закона.

Ниже приведено познавательное видео:

Автор Ирина Б.


 
Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных