Федеральный закон о госзакупках: до и после
Порядок проведения закупок товара, работ и услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные потребности, а также заключение и исполнение контрактов по госзакупкам регулирует федеральный закон № 44, вступивший в силу 1 января 2014 года.
До введения в силу ФЗ «О контактной системе» № 44 порядок проведения госзакупок регламентировался федеральным законом № 94. Учитывая наработанный опыт проведения государственных закупок и основы законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли, законодатели решили существенно улучшить качество обеспечения госнужд. Потому было принято решение издать абсолютно новый законодательный акт, а федеральный закон № 94 признать утратившим силу согласно статье 113 ФЗ № 44.
Содержание
Взаимоисключения ФЗ № 44 и ФЗ №94
Несмотря на значительные изменения в законодательстве в 2015 году, открытый электронный аукцион не претерпел существенных трансформаций, и общий принцип размещения заявок остался прежним. Как и прежде федеральный закон о контактной системе призван обеспечивать полную прозрачность на всех этапах проведения закупки, исключить коррупцию и прочие злоупотребления. Вместе с тем ФЗ № 44 вводит новые предписания к предоставлению необходимых сведений первой части заявки от участника электронных торгов, а также к обеспечению исполнения контракта. Вдобавок закон распространяет применение национального режима при совершении закупок, запросе котировок и регулирует иные вопросы осуществления госзакупок.
Основные различия ФЗ № 44 от ФЗ №94:
- Введение единой информационной системы.
С 2016 года каждый сможет получить доступ к информации о госзаказе.
- Ведение реестра банковских гарантий.
Все банковские гарантии подлежат внесению в реестр для удобства проверки их подлинности заказчиком.
- Способы определения поставщиков на конкурсной основе.
Предполагается проведение различных конкурсов и запрос предложений для определения поставщиков.
- Новые условия заключения, изменения, исполнения и расторжения контракта.
- Требования к участникам госзакупок Контактной системы: активное участие в закупках, квалификация, деловая репутация и опыт работы участника.
- Антидемпинговые процедуры.
Установлена пороговая сумма в 15 млн руб. начальной цены контракта.
- Новый порядок обеспечения контракта и заявки.
В 2015 году в федеральный закон внесли разу несколько изменений. Наиболее важным нововведением для участников госзакупки стало лишение аккредитации юридических лиц, которые были зарегистрированы в офшорной зоне. Потому с 13.08.2015 вышеуказанные предприятия лишаются возможности принимать участие в госзакупке.
Также в конце 2015 года была произведена последняя редакция ФЗ № 44, согласно которой федеральный закон расширяет перечень случаев госзакупки у единого поставщика. Установлена возможность закупки услуг, товаров и работ в случае осуществления ее за счет финансов, выделенных на проведение оперативно-розыскной деятельности.
Требования к участникам госзакупок
Федеральный закон № 44 предусматривает дополнительные, в сравнении с ФЗ № 94, требования к участникам госзакупок:
- Они должны быть правоспособны заключать контракт;
- У физического лица или главного бухгалтера юрлица (если он является участником госзакупки) не должно быть судимостей за преступления в экономической сфере (за исключением снятой или погашенной судимости);
- Участники госзакупки должны обладать исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
- Между участником закупки и заказчиком не должно прослеживаться конфликта интересов.
Планирование, обоснование и нормирование закупок
Важным нововведением в 2015 году стало также планирование, обоснование и нормирование закупок. Теперь заказчики обязаны создавать план-график закупок и соблюдать свод общих правил по нормированию в сфере закупок.
Это означает, что приобретаемые товары (работы, услуги) не должны быть предметом роскоши либо иметь излишние потребительские свойства. Обоснование закупок производится путем предоставления общих сведений о закупке, аргументации цены контракта, а также способа определения поставщика.
Административная ответственность
За нарушение планирования, обоснования, а также общественного обсуждения госзакупок федеральный закон предусматривает начисление денежных штрафов заказчику. Причем несоблюдение поставщиками каких-либо положений ФЗ №44 также предполагает начисление ему штрафов.
Заключение, возможность изменения и контроль выполнения контрактов
С 2015 года по результатам запроса котировок победитель обязан предоставить Выписку (либо ее нотариально заверенную копию) из ЕГРЮЛ до момента заключения контракта. В случае непредоставления Выписки федеральный закон предусматривает признание победителя запроса котировок уклонившимся от заключения договора.
Также с 2015 года разрешается корректировка срока исполнения контракта по соглашению сторон. Еще допускается внесение изменений в отдельные пункты, которые затрагивают вопросы цены товара, услуги, работы либо объема работ и услуг, а также количества товаров, предусмотренных контрактами.
В свою очередь, ФЗ №44 предусматривает ответственность заказчика за конечный результат госзакупки. Особенностями исполнения контракта с 2015 года являются:
- приемка поставляемого товара (услуг, работ);
- оплата поставляемого товара (услуг, работ);
- взаимодействие заказчика и поставщика в случае изменений условий контракта либо же его расторжения;
- введение мер ответственности в случае нарушения каких-либо условий контракта.
В целях контроля и обеспечения прозрачности системы госзакупок заказчик обязуется публиковать отчеты по результатам прохождения каждого этапа контракта, внося их в Единую информационную систему.
Таким образом, с введением ФЗ № 44 закупки в сфере госнужд усложнились и стали более детализированными, но при этом сам процесс госзакупки приобрел еще большую открытость и прозрачность.
Исключение обязательной экспертизы
С 2015 года федеральный закон предусматривает всего несколько видов госзакупки, при совершении которых экспертиза остается обязательной. Во всех же остальных случаях заказчик вправе самостоятельно принимать решение о необходимости проведения экспертизы. Экспертное заключение может быть приложено к отчету исполнения контракта лишь в случае привлечения внешнего независимого эксперта самим заказчиком.
Несмотря на внесения множества изменений в федеральное законодательство о контактной системе в 2015 году, некоторые из них вступают в силу лишь в 2016–2017 годах, а потому всем участникам госзакупок необходимо пристально следить за актуальностью данных и выходом новых редакций федерального закона.
Ниже приведено познавательное видео:
Автор Ирина Б.