Изменения в сфере и законе госзакупок за последние годы

Федеральный закон №44-ФЗ, вступивший в силу с 05.04.2013 года, в течение последних лет претерпевал многочисленные доработки и корректировки, чтобы у всех участников госзакупок появилась возможность более рационально использовать ресурсы, а также, чтобы все взаимоотношения между сторонами и сфера осуществления госзакупок, в целом, были прозрачными. Данный ФЗ-44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») предусматривает использование системного подхода к организации госзакупок (от формирования до выполнения обязательств).

На сегодняшний день все ранее осуществленные поправки, введенные в обиход в 2014, 2015 годах официальными нормативно-правовыми актами, в большей степени коснулись деятельности заказчиков госзакупки. И о том, какие изменения были введены для регулирования сферы госзакупок за последние года, Вы можете узнать из этой статьи.

Изменения в сфере и законе госзакупок

Нормативно-правовая база

За все время действия основного закона №44-ФЗ, текст которого можно найти на официальном сайте, была сформирована основная база и правила, позволяющие более четко понимать роль каждой из сторон, участвующих в осуществлении поставок товаров или оказания услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Практика его применения за все года (с2013 по 2015 г.) продемонстрировала недостатки системы, что стало причиной доработок и поправок, обусловленными неоднократными подзаконными актами.

Сразу несколько федеральных законов от декабря 2014 года, вступивших в действие с 01 января 2015 года (№416-ФЗ, №458-ФЗ, №498-ФЗ, №519-ФЗ) должны были внести новые требования к организации деятельности заказчиков госзакупки. В частности, по новым правилам теперь будет производиться:

  • составление I части заявки компании-претендента на участие в электронном конкурсе;
  • осуществление обеспечения исполнения госконтракта;
  • процедура запроса котировок;
  • определение особенностей исполнения обязательств по контракту на протяжении 2015 года;
  • применение расширенного перечня оснований для составления договоров по оказанию услуг коммунальными службами;
  • некоторые другие аспекты осуществления деятельности в сфере госзакупок.

Что касается планирования закупок, наряду с предусмотренным положениями федерального закона №44-ФЗ планом-графиком, заказчики госзакупки в обязательном порядке должны внести сформированный план закупок, на основании которого впоследствии будет составлен план-график. Одновременно с этим определенная часть закупок будет производиться через субъекты малого предпринимательства, а также у организаций с деятельностью, ориентированной в социальной сфере.

Новые пункты закона

Новые изменения на основании официальных подзаконных актов регулируют обоснование закупок таким образом, что теперь заказчик должен осуществлять обоснование закупок посредством предоставления общих сведений по закупке, обоснованной информацией о стоимости контракта, а также способа определения поставщика.

В связи с корректировками основного закона №44-ФЗ от 01.01.2014 года, являющегося интерпретацией федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005 года, теперь по-новому будет осуществляться урегулирование отношений по заключению гражданско-правовых контрактов, которые связаны с поставками товаров (оказанием услуг, проведением работ), в том числе и приобретение/аренда недвижимости от имени Российской Федерации, бюджетных и муниципальных учреждений.

Изменения коснутся и системы данных в сфере закупок. Так, поправками в федеральный закон №44-ФЗ на основании Постановлений Правительства от 2015 года вводится в эксплуатацию с 2016 года Единая Информационная Система (ЕИС).

Правила ее функционирования и вопросы относительно осуществления ее деятельности в сфере госзакупок можно найти на официальном сайте. ЕИС должна содержать все данные про госзаказы и каждый этап закупки, доступ к которым будет у каждого.

Также новые изменения в законе №44-ФЗ устанавливают единые требования в отношений всех участников закупки должны обеспечивать прозрачность цикла осуществления процедур в госзакупках, чтобы предотвратить коррупцию и прочие злоупотребления. С основными поправками, котопые обеспечивают деятельность в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в 2016 году у Вас есть возможность ознакомиться на официальном сайте, а также в нашей статье.

Важные моменты, вступающие в силу в начале 2016 г.

С начала этого, 2016, года вступили в силу несколько официальных, подкрепленных Постановлениями Правительства РФ,  поправок. Важные изменения, которые вызвали эти доработки, позволили внести ясность сразу в несколько областей осуществления закупок в сфере заключения контрактов для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

Диаграмма касательно ЕИС

Диаграмма касательно ЕИС

Введение в эксплуатацию ЕИС

Как указывалось ранее, новые дополнения дали полномочия для вступления в силу Единой Информационной Системы, расположившейся на официальном ресурсе — на сайте www.zakupki.gov.ru или в новом интерфейсе – на сайте www.new.zakupki.gov.ru.

В результате, обновленная ЕИС:

  1. Сможет взаимодействовать с остальными государственными информационными системами, а в дальнейшем – все системы (электронные отраслевые и общего назначения) будут интегрированы в единое пространство с массивами разнообразной информации и разными стандартизированными функциями;
  2. Будет включать и выделять отдельно в отчетах новые квоты и нормы, которые выделяет Правительство РФ с целью их дальнейшего применения в госзакупках субъектов, относящихся к предпринимательству малой и средней категорий;
  3. Предоставит более широкие возможности для контролирующих органов регулировать происходящие в сфере госзакупок процессы. Это возможно благодаря встроенной поддержке статистики и аналитики, позволяющим более эффективно выявлять нарушения, отслеживать различные отклонения и оперативно на них реагировать. Доступ к данной аналитической информации, размещенной на официальном сайте или новом интерфейсе, открыт для любого пользователя.

Правила, на основании которых осуществляется функционирование ЕИС, установлены Постановлением №1414 от 23 декабря 2015 года, подписанным Правительством РФ. Согласно его положениям регулируется основная база организационных и функциональных вопросов по ЕИС в сфере госзакупок.

Измененные правила планирования закупок

Что касается нововведений в сфере планирования закупок, то изменения в законе №44-ФЗ, вступившие в силу с начала 2016 года (от 01.01.2016г.), регулируют новые правила их организации. Теперь планирование закупок будет осуществляться путем формирования планов и планов-графиков закупок, а также посредством их утверждения и введения с учетом целей организации закупок.

Формировать планы закупок заказчик должен на основании главной цели осуществления закупок, которые определяются положениями из ст.13 (федеральный закон №44-ФЗ). Также формирование планов производится с учетом требований к товарам, услугам, работам, которые являются предметов закупки, что указано в законе №44-ФЗ (ст. 19). Учитывая положения бюджетного Законодательства Российской Федерации, в планах закупок должна быть включена информация о госзакупках, которые будут осуществляться в послеплановый период.

Нормирование закупки

Новые нормирования закупок, как очень нужные для прозрачности в сфере организации госзакупок изменения, позволят ограничить закупки товаров (получения услуг, работ), которые характеризуются избыточными потребительскими свойствами.

Ограничительные нормативы, которые также вступают в силу с  января 2016 года, коснутся стоимости контракта и характеристики предметов закупок. Они устанавливаются в соответствии с положением чиновника относительно государственной системы, чтобы исключить возможность растраты ним бюджетных средств с личной выгодой. Ограничительные нормативы распространяются на следующие категории товаров и услуг, которыми могут воспользоваться за счет своего положения чиновники федеральных учреждений, региональных отделений и муниципальных организаций:

  • Канцтовары;
  • Мебель;
  • Оргтехнику;
  • Услуги связи;
  • Транспорт;
  • Организация праздников, пр.

Нормативные акты локального характера, указывающие информацию относительно ограничений закупок, будут размещены на официальном сайте, в системе ЕИС.

Изменения закона госзакупок 44-фз

Обоснования позиций закупки

Изменения в законе №44-ФЗ коснулись и формирования планов на закупки, а также планов-графиков. Новый механизм, который с начала 2016 года будет введен в эксплуатацию, предусматривает обязательное указание обоснований каждой объекта госзакупки в соответствии с номенклатурой, стоимостью и свойствам. В том числе к обязательному обоснованию в планах закупки подлежат:

  • начальная цена контракта;
  • способ определения поставщика;
  • дополнительные требования, выставляемые для поставщиков.

Благодаря новому механизму обоснований госзакупки контролирующим органам предоставляется возможность выявлять необоснованные заявки на госзакупки до того момента, как о них будет объявлено на официальном сайте. Также новые правила в законе №44-ФЗ позволяют внести ясность и продемонстрировать рациональность использования бюджетных средств, а также существенно снизить коррупцию.

Идентификационные коды

Еще одним новшеством, которое появится с начала 2016 года в законе №44-ФЗ, является понятие «Идентификационные Коды Закупки» (ИКЗ).

Зачастую практически на каждом сайте или информационной системе закупкам присваивается собственный номер. Это затрудняет поиск необходимых поставщику сведений. И чтобы можно было легко и просто найти нужную информацию о закупке, каждому отдельному лоту госзакупки будет присваиваться уникальный код. Такие нововведения предусматривают использование уникальных номеров, каждый из которых будет состоять из 36 знаков. Однако, это не простые изменения, которые решились внести в основной федеральный закон о госзакупках, ведь 36 цифр – это машиночитаемый код, с помощью которого можно узнать основные сведения и параметры данной закупки.

Таким образом, все эти и другие изменения, которые есть на официальном сайте госзакупок, приближают разработчиков проектов к главной цели – сделать все процедуры, относящиеся к осуществлению госзакупок, более доступными и прозрачными, а также не дать шансам коррупционерам использовать бюджетные средства ради личных целей.

Ниже приведено видео по теме статьи:

Автор: Ирина Б.


 
Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных