Закон Российской Федерации о госзакупках со всеми изменениями

Правила регулирования сферы госзакупок в течение нескольких лет претерпевают изменения в виде новых поправок, возникающих в ходе усовершенствования всей системы взаимоотношений между партнерами и сторонами в области закупок для обеспечения нужд государства и муниципальных органов. С 2005 года, когда был принят и начал действовать первый закон о закупках и предоставляемых услугах для нужд государственных и муниципальных органов (закон №94-ФЗ), положения официального свода регулирующих сферу госзакупок правил эволюционировали. Результатом этого постепенного изменения стал  закон №44-ФЗ (новый закон о контрактной системе закупок) с многочисленными поправками, вступащими в силу с начала 2016 года. Более подробно об изменениях и нововведениях, введенных для того, чтобы закон о госзакупках более доступным и прозрачным, можно узнать в этой статье.

Изначально, чтобы иметь возможность судить об эффективности изменений в новом федеральном законе №44-ФЗ, стоит вернуться на несколько лет назад и продемонстрировать этапы эволюции законодательной системы относительно сферы госзакупок.

Законы России

Содержание

Система законодательных актов о госзакупках от 2005г.

Принятый в июле 2005 года и вступивший в силу первый федеральный закон №94-ФЗ, регулирующий размещение заказов относительно оказываемых работ, поставок и услуг для удовлетворения нужд государственных и муниципальных организаций, оказал весьма существенное влияние на всю систему. Он сыграл довольно значимую роль в формировании отношений между поставщиками (исполнителями) и заказчиками – органами госструктуры.

На основе этого закона были созданы единые для правила, позволяющие регулировать закупку, оценку и обжалование действий сторон, а также бездействие заказчика. Несмотря на то, что первый федеральный закон №94-ФЗ только регламентировал процесс размещения запросов относительно закупок, он стал довольно прочным фундаментом для формирования системы обучения представляющего интересы госзаказчика персонала.

Благодаря положениям закона №94-ФЗ был запущен новый механизм осуществления закупок в государственной сфере. С тех пор органам госструктуры стали более доступными основные нюансы взаимоотношений между двумя участвующими в осуществлении закупок сторонами (зачем, как, что и когда необходимо закупать). Одновременно положения этого федерального закона способствует созданию условий, обязывающих поставщиков более ответственно относиться к взятым на себя обязанностям.

Таким образом, с момента введения в обиход федерального закона №94-ФЗ появилась новая система взаимодействия партнеров, которая на протяжении последующих лет корректировалась соответствующими контролирующими органами, чтобы сделать систему закупок более прозрачной и менее коррумпированной. И это вполне естественно, ведь с течением времени у государства появляются новые задачи и, соответственно, должны усовершенствоваться методы их решения. Поэтому каждые последующие изменения относительно первого закона о госзакупках, вносимые в 2013, 2014, 2015 годах, оставили рациональные корректировки основных процессов.

Более жесткими рамки проведения закупок с размещением заказов и регулированием выполнения действий сторон стали с изменениями, дополняющими федеральный закон РФ №44-ФЗ от 05.04.2013 года. Таким образом, коснувшиеся всей системы осуществления госзакупок корректировки позволили ввести новый узаконенный нормативно-правовой акт и создать контрактную систему, регламентирующую полностью все процедуры закупки, вступившую в силу в начале 2014 года.

Закон РФ №44-ФЗ

То есть, с января 2014 г. положениями нового федерального закона №44-ФЗ регулировались все этапы госзакупок, начиная с размещения заявок (заказов) вплоть до составления контракта и составления заключения по итогам выполненных работ (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг). Основные изменения контрактной системы закупок в 2013г., 2014 г., которые были указаны в подаваемых Президенту РФ законопроектах, касались сразу нескольких положений по проведению госзакупки (планирование, обоснование и нормирование, а также подготовки графиков и планов). В результате, к 2016 году система урегулирования контрактов относительно закупок для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений стала более жесткой, предоставляющей возможность следить за каждым этапом закупки.

Единая Информационная система

К новшествам, изменившим контрактную систему совокупности участвующих в госзакупках организаций и их действий, относится и введенная Единая Информационная Система. Большое число поправок, затронувших непосредственно федеральные законы №44-ФЗ и №223-ФЗ (о закупках товаров, оказании услуг или выполнении работ отдельными видами юридических лиц) и вступающих в силу с начала 2016 года, в первую очередь, предусматривают обязательное использование системы ЕИС. Через эту систему, введенную в эксплуатацию с наступлением 2016 г., должны производиться все операции по конкурентным закупкам.

Такие изменения относительно введения ЕИС коснутся нескольких положений по осуществлению закупок:

По закону №44-ФЗ

Системой ЕИС будут обеспечиваться:

  • Обработка, формирование, предоставление, хранение информации и выдача данных участникам совокупности контрактных мер сферы закупок;
  • Контроль за формируемой в пределах регламента, оговоренного правилами закупок, задокументированой информацией и данными;
  • Применение в электронных документах усиленной неквалифицированной электронной подписи;
  • Подача заявок в виде электронных документов на участие в процессе определения поставщика/исполнителя/подрядчика;
  • Открытие доступа к электронным заявкам, поданных для участия в определении поставщиков.

Такие положения будет содержать новый закон с поправками, вступившими в силу с начала 2016г. Помимо этого, система ЕИС предоставляет право на законной основе создавать субъектами РФ и муниципальными организациями региональные, муниципальные информационные системы в области госзакупок при условии интегрирования их в основную ЕИС.

ЕИС госзакупок

Также с января 2016г. будет введен в эксплуатацию новый реестр, содержащий информацию о недобросовестных поставщиках и соответствующий требованиям к реестрам, указанным в ст. 104 ФЗ №44. В этой статье также изложен алгоритм, который предусматривает этапы включения недобросовестного поставщика в этот реестр. Сама процедура происходит по инициации заказчика, который предоставляет соответствующие данные в ФАС РФ.

Системой ЕИС будут обеспечиваться также положения, касаемые контракта. В частности, ранее действующие законы и внесенные в них корректировки предоставляли более лояльные условия относительно заключения договора, как в отношении поставщика, так и для заказчика. Однако, нововведения сделали систему более жесткой, откорректировав некоторые моменты относительно уплаты штрафов, начисления пени, изменения данных и реструктуризации задолженностей. Это, в свою очередь, позволяет составить более четкое понятие про контракт и условия его исполнения, обеспечения, что принуждает поставщиков более ответственно подходить к вопросам выполнения взятых на себя обязательств.

Относительно планов, составления планов-графиков, а также обоснования, нормирования закупок, новшества по новому закону №44-ФЗ коснулись и их. Обеспечение этих положений регулируется новым регламентом, утвержденным Правительством РФ.

По закону №223-ФЗ

Федеральный Закон №223-ФЗ представляет ЕИС, как электронную площадку для публикаций всех отчетов о осуществленных госзакупках, а также планов относительно будущих закупок. Такое условие вводится с начала 2016 года, хотя до этого всю эту информацию заказчики могли находить на портале zakupki.go.ru. С таким новшеством теперь у каждого пользователя на сайте появится возможность просмотреть историю проведенных закупок и ознакомиться с планами на будущее в сфере закупки для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

План закупок по закону №223-ФЗ также обеспечивается новыми, отредактированными положениями. Так, например, в 2016 году должны использоваться новые коды ОКПД2 и ОКВЭД2 при составлении планов закупок.

Федеральный Закон №223-ФЗ

Таким образом, предназначенный контролировать механизм госзакупок Федеральный Закон №223-ФЗ определил приоритеты при осуществлении конкурентных закупок, а также предоставляет возможность заказчикам самостоятельно определять более удобный способ проведения закупки с обязательным указанием его в планах ЕИС.

Как выглядит закон с последними изменениями

Новый Федеральный Закон №44-ФЗ от 05.04.13г., отменяющий действие закона №94-ФЗ, а также регламентирующий госзакупки контрактной системы полностью от подачи заявок до заключения контрактов и исполнения всех их условий, в настоящее время представлен в новой форме с утвержденными Правительством РФ изменениями. С актуальной информацией о новых положениях федерального закона №44-ФЗ, которых коснулась последняя редакция, Вы можете ознакомиться ниже.

Законодательные нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение установленных законом положений

Федеральный Закон №44-ФЗ содержит положения, которые принуждают поставщиков и заказчиков ответственно относиться к условиям контракта и обязательствам, прописанных в нем. Следовательно, за несоблюдение установленных норм и правил при осуществлении закупок поставщиком либо госзаказчиком будут применяться система штрафов по закону №44-ФЗ. Согласно таким положениям, обеспечивающим ответственность за несоблюдение установленных правил, можно определять, каким может быть штраф для каждого конкретного случая.

Предложенные ниже таблицы штрафов за нарушения Федерального Закона позволяют установить размер выплат за конкретное правонарушение.

Таблицы предложены с учетом последних изменений, внесенных в новый закон №44-ФЗ:

1 стр2 стр3 стр4 стр5 стр6 стр7 стр

8 стр

Процедуры определения поставщиков на конкурентной основе

Действующим законом №44-ФЗ регулируются процедуры, связанные с осуществлением закупки у единственного поставщика. Целый ряд норм определения поставщиков на конкурсной основе, а также правила применения (в определенных ситуациях) неконкурентных методов определяет новый Федеральный Закон №44-ФЗ с последними внесенными изменениями.

Благодаря положениям закона №44-ФЗ можно получить более развернутое понятие о методах осуществления закупки у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика – это заключение контракта посредством направления предложения заинтересованным госзаказчиком к конкретному поставщику (исполнителю). Смысл такой процедуры заключается не в том, чтобы среди всех предложений поставщиков выбрать самое предпочтительное, а в том, что у заказчика есть право, минуя торги, заключить с поставщиком госконтракт.

Федеральный Закон №44-ФЗ строго регламентирует применение контрактной закупки, к которой можно прибегать только в определенных случаях, касающихся конкретных видов закупок. Благодаря этого возможно исключить возникновение различных коррупционных составляющий и привлечь поставщиков выполнять ответственно взятые на себя обязательства.

Общими положениями закона №44-ФЗ предусмотрено, что порядок закупки у единственного поставщика может допускаться при оформлении сделок с относительно небольшой общей стоимостью (если сумма контракта не более 100 000 руб. с учетом НДС), то есть в случаях, когда конкурентный отбор является попросту нецелесообразным. Однако, разъяснений о подробностях заключения сделки (количество контрактов, подписываемых с единственным поставщиком) Федеральный Закон №44-ФЗ не содержит. Таким образом, общий объем осуществляемых на конкурентной основе закупок не должен быть:

  • более, чем 5%, исчисляемых от общего объема закупок в отношении закупки для конкретного учреждения (ведомства),
  • не более 50 млн. руб. /год.

Закон №44-ФЗ

Регламент закона №44-ФЗ касается не только стоимостного критерия, но и ограничений по применению закупки у единственного поставщика. Они касаются необходимости приобретать эксклюзивные товары, пользоваться уникальными услугами либо покупать продукцию конкретного производителя (торговой марки). По тому же принципу происходит подписание контрактов относительно выполнения значимых видов работ, которые предусматривают наличие специального допуска, а также контрактов с организациями, которые выступают крупнейшими поставщиками в регионе либо являются естественными монополиями.

Закупка у единственного поставщика может применяться в четко оговоренных законом №44-ФЗ случаях. Данный метод закупки актуален для:

·         Закупки в сфере капитального строительства или ремонтных работ объектов недвижимости, в т.ч. авторское регулирование каждого этапа разработки проектов документов и строительства (закупка услуг, работ);

·         Заключения контрактов для покупки уникальных исторических ценностей и памяток культуры, а также произведений искусства либо произведения музыкальной культуры;

·         Закупок услуг коммунальных служб, тепло- и электроснабжения;

·         Закупок товаров либо услуг организаций, которые согласно действующего Законодательства РФ относятся к категории субъектов естественных монополий;

·         Заключения сделок о купле недвижимости и земельных участков;

·         Подписание договоров на аренду объекта недвижимого имущества, которые используются с целью обеспечения государственных нужд;

·         Закупок в сфере военных сегментов и области обеспечения обороноспособности территории РФ (в связи с тем, что возникает необходимость поддерживать режим государственной тайны, а также создать неконкурентную среду в данной сфере);

·         Закупки в сфере обеспечения визитов в страну делегаций из других стран и иных представительств;

·         Закупок в сфере культуры и спорта;

·         Закупок медикаментов, лекарственных препаратов.

Методы закупки

Исключениями являются особые случаи, согласно которым Закупка у единственного поставщика делает возможным:

1.      Заключение госконтрактов для поставок, необходимых для обеспечения принятия соответствующих мер для устранения последствий, возникших в результате чрезвычайных ситуаций, когда решение вопроса посредством проведения конкурса считается нецелесообразным ввиду длительности процедуры;

2.       Признание несостоявшимися результатов проведенного закрытого или открытого конкурсного отбора поставщиков с дальнейшей их публикацией на портале госзакупок. В подобных ситуациях ограничения относительно стоимости не актуальны, а контракт на госзакупку заключается напрямую непосредственно с участником конкурса, чьи условия полностью удовлетворяют требования и потребности госзаказчика;

3.       Проведение закупок у единственного поставщика соответственно с постановлениями и принятыми решениями действующего Правительства РФ, посредством которых определяется конкретный поставщик, а также формируется список приобретаемых товаров либо услуг.

Подводя итоги, можно смело заявлять, что закупки по данной форме (Закупка у единственного поставщика), согласно регламенту закона №44-ФЗ могут проводиться с меньшими затратами на поиск поставщиков, а также на подписание госконтрактов. Однако, такая форма осуществления госзакупки будет действительной при условии строгого соответствия положениям действующего закона и в случаях, оговоренных Законодательством РФ. Помимо этого, Закупка у единственного поставщика не способствует подписанию сделок на наиболее выгодных условиях в отношении государства, потому как существенно ограничена возможность повлиять на ценообразование.

Изменения в условиях одностороннего расторжения контрактов

По закону №44-ФЗ смысл подписания контракта между госзаказчиком и поставщиком (исполнителем) заключается в возможности тщательной проработки сценария, согласно которому в дальнейшем обе стороны смогут построить взаимовыгодные отношения, что позволяет более ответственно подходить к выбору партнеров. В идеале, Федеральный Закон №44-ФЗ должен предусматривать возможные варианты развития событий, в том числе и вероятность расторжения сделки. Согласно новым новшествам, в законе относительно этого пункта также есть корректировки. Согласно последним редакциям, закон №44-ФЗ предполагает три способа расторжения контракта:

1.       По взаимосоглашению обеих участвующих в сделке сторон;

2.       По результатам судебного разбирательства;

3.       В одностороннем порядке выполняются условия договора, если одна сторона заявила об отказе.

Как показывает практика, в отношении первых двух пунктов низкая вероятность возникновения спорных моментов. Однако, с третьим способом, когда происходит одностороннее снятии взятых на себя обязательств на выполнение госконтракта, дело обстоит куда сложнее.

Заключение контракта

Особенности расторжения контрактов

В первую очередь, стоит отметить положения федерального закона №44-ФЗ, в которых проясняются моменты разрыва договора в одностороннем порядке. Согласно закону, чтобы разорвать в одностороннем порядке контракт, необходимо, чтобы о такой возможности упоминалось в одном из пунктов при заключении данного договора. В равной степени такое условие распространяется на каждую из сторон. Другими словами, в договоре нельзя прописать условие, что правом отказаться от выполнения условия контракта может воспользоваться только лишь заказчик, или наоборот – только поставщик (исполнитель).

Помимо этого, взяв за основу действующие нормы все того же закона №44-ФЗ, можно заявить, что у заказчика не просто есть право на расторжение контракта, а он просто обязан применить это право, и расторгнуть контракт в ситуациях, когда в период выполнения условий по данному контракту выясняется, что поставщик не соответствует заявленным условиям и требованиям. Это же условие касается ситуаций, когда становится явным факт предоставления одной из участвующих в контракте сторон заведомо недостоверной информации.

Чтобы контракт был рассмотрен и признан расторгнутым, необходимо выждать не менее 10 дней с момента, когда взявшая на себя обязательства по выполнению условий госконтракта сторона (поставщик, исполнитель) получила соответствующее заявление от заказчика. Если в течение этого периода исполняющая условия контракта сторона успеет исправить ситуацию и устранить нарушения, Федеральный Закон обязывает предоставившего уведомление о нарушении заказчика отозвать его и отменить свое решение односторонне расторгнуть контракт. При повторном выявлении несоответствий или нарушений заказчик имеет право не отзывать свое решение даже, если изъяны по выполнению контракта будут устранены.

В то же время имеется существенный недостаток – регламент, опубликованный в Федеральном Законе, кардинально отличается от другого, не менее важного документа, действующего на территории РФ – Гражданского Кодекса. Дело в том, что в ст.717 ГК РФ указано, что отказ, спровоцированный нарушениями со стороны исполнителя, должен может быть не только принят, но и удовлетворен, даже если формальных причин для отказа нет. Однако, технически Федеральный Закон предоставляет право на проведение независимой оценки и экспертизы  для получения заключения, по факту которого возможно одностороннее аннулирование контракта, но суды в подобных ситуациях не берутся удовлетворять подобные иски с ссылкой на то, что данный факт противоречит установленным в действующем ГК РФ положениям.

Рассмотрение контракта

Подводя итоги, стоит отметить, что для исполнителя, в отношении которого заказчик подает уведомление и добивается правомочного аннулирование договора, расторжение контракта чревато не только подпорченной репутацией, но и даже отсутствием дальнейших перспектив в подобной сфере деятельности. Поэтому поставщикам и исполнителям, подающим заявки для участия в тендере на госзакупки, стоит всерьез задуматься о последствиях нарушений и ненадлежащего выполнения условий контракта, и более ответственно подходить к данному вопросу.

Заявка на участие в тендере

Согласно установленным Законом №44-ФЗ положениям поставщик подтверждает желание участвовать в электронных торгах на предмет заключения госконтракта посредством направления соответствующей заявки к заказчику. Заявка на участие имеет электронный вид и состоит из двух частей, которые должны быть одновременно размещены на портале госзакупок.

Первая часть

Первая часть заявки на участие в электронных торгах является более важной. В ней указаны данные и информация про поставщика, на основе которых заказчик может составить детальное представление об исполнителе, оценить его предложение соответственно условиям проведения госзакупки, а также сформировать первоначальный перечень компаний, претендующих на участие в торгах. В первой части заявки на участие должны быть обязательно указаны следующие сведения:

·         Согласие участника торгов на исполнение в надлежащем виде условий госконтракта в соответствии с предложенной заказчиком документацией;

·         Техническая характеристика и описание товаров, услуг, в объеме, оговоренном условиями госзакупки;

·         Общая характеристика продукции, которую поставляет исполнитель;

·         Указание на товарный знак в случаях, когда заказчик выставляет соответствующее требование;

·         Описание эквивалентности продукции (товары, услуги) согласно требований заказчика, о которых заявлено в соответствующем конкурсном пакете документов.

В случае, если предмет госзакупки – это оказание услуг, то в первой части заявки на участие, как правило, указывается только изъявленное согласие исполнителя оказать на необходимом уровне предоставляемые заказчику услуги в соответствии выставленными требованиями, в сроки, установленные условия договора, и заявленного качества. Подобное согласие может быть оформлено в свободной форме, однако на портале госзакупок имеется специальная форма, рекомендуемая к применению при написании согласия.

Стоит отметить немаловажный факт – анонимность, как существующее условие в процедуре проведения госзакупок при оформлении первой части заявки. Другими словами, в первой части направляемой к заказчику заявки на участие в тендере не должно быть ни единого упоминания о компании-поставщике. В то же время, как показывает практика, оформляя этот документ на фирменном бланке, поставщик может рассчитывать на то, что она будет принята к рассмотрению.

Однако, вторая часть заявки на участие на этом этапе для просмотра ее заказчиком является недоступной.

Заявки от поставщиков рассматривают по истечении указанного правилами госзакупок срока. При этом, рассмотрению подлежат только первые части заявок поставщиков. Поданные в течение срока заявки формируют первичный состав поставщиков, которые будут допущены к участию в электронном конкурсе.

Диаграмма о госзакупках

Диаграмма о госзакупках

Первая часть поданной поставщиков заявки может быть отклоненной. Это возможно в следующих ситуациях:

·         если потенциальным участником был предоставлен не полный перечень предусмотренных для оформления первой части заявки сведений;

·         если данные, предоставленные поставщиком в первой части заявки, являются недостоверными, заведомо искаженными;

·         если продукция, которую предлагает поставщик, не соответствует требованиям конкурсной документации.

После завершения срока приема первых частей заявок они подлежат рассмотрению в течение 7 дней с даты официального завершения приема. Результаты, которые предоставляются заказчиком после рассмотрения принятых заявок, фиксируются в протоколе соответствующего органа (отборочная комиссия). К рассмотрению второй части поданных заявок приступают после завершения всех описанных выше процедур относительно первой части.

Вторая часть

Важным моментом описания второй части заявок на участие является отсутствие условия анонимности. В отличие от первой, во второй части должны содержаться вся необходимая информация об участвующем в тендере поставщике.

К рассмотрению допускаются заявки (вторая часть), в которых будут указаны следующие сведения:

·         Наименование компании-участника тендера, а также его контактные данные, местонахождение, ИНН, сведения о регистрации, про руководителей, о главном бухгалтере и учредителях;

·         Пакет документов, которые бы подтверждали соответствие компании-исполнителя требованиям (техническим, профессиональным, прочим), заявленным госзаказчиком – лицензии, сертификаты качества, др.;

·         Копии сертификатов предлагаемой к поставке продукции, если предметом контракта является поставка товаров, подлежащих сертификации;

·         Документ с подтверждением принятого учредителями поставщика решения об одобрении заключения крупной сделки, если соответственно устава предприятия такое условие является обязательным;

·         Другие необходимые документы.

Как правило, пакет учредительных документов, относящихся ко второй части заявки на участие, не прикладывается. Это объясняется формой подачи документации, ведь она предоставляется организатору прошедшей аккредитацию электронной торговой площадки. Следовательно, заказчик имеет доступ к любой интересующей его подобной информации.

Изменения в законе

Рассмотрение заявок на участие (второй части) начинается после того, как истекает срок, назначенный для подачи компаниями-поставщиками своих предложений о цене. Срок, который отводится на рассмотрение второй части заявок, не должен превышать 4-6 дней с даты, когда началась данная процедура. На данном этапе отклонить заявку на участие заказчик может только в следующих случаях:

·         Если был предоставлен не полный комплект документации, требования относительно которого установлены действующим Законодательством в отношении проведения госзакупок;

·         Если в предоставленной поставщиком документации были указаны недостоверные и/или противоречивые сведения;

·         Если участник не соответствует требованиям действующего Законодательства в сфере государственных закупок.

Рассмотрение и анализ предложенных поставщиками заявок, документов, ценовых предложений осуществляется отборочной комиссией заказчика в специально отведенные для этого сроки. Компания поставщика, которая соответствует всем требованиям и удовлетворяет всем нуждам заказчика, а также предложившая наиболее выгодную цену, объявляется победителем проведенных торгов, что указывается в публикациях и протоколах на портале госзакупок.

Запрос котировок с новыми редакциями

Конкурентное определение поставщиков согласно федеральному закону №44-ФЗ может осуществляться несколькими способами, среди которых есть запрос котировок – способ поиска исполнителей на выполнение госконтракта в установленных данным законом рамках. Сама процедура представляет собой направление уведомлений поставщикам о потребностях госзаказчика в отношении тех или иных товаров, работ, услуг. Уведомления могут направляться не ограниченному числу лиц путем их размещения с указанием начала проводимого конкурса и соответствующей торговой электронной площадке /системе, на которых он будет размещен.

Согласно требованиям Федерального Закона №44-ФЗ запрос котировок может быть проведен только лишь в тех случаях, когда стоимость контракта составляет не более, чем 500 000 руб., а общая стоимость заключенных с применением этой процедуры сделок не превышает 10% от суммы всех сделок, которые заказчик заключал на протяжении года. Кроме того, не должен превышать 100 млн.руб./год общий объем подобных заказов.

Ограничений относительно видов товаров, работ или услуг федеральным законом не предусмотрено. Однако, есть общие ограничения относительно отбираемых рассматриваемым способом поставщиков и сделок, которые предусматривает закон. К примеру, запрет на проведение открытого аукциона (в т.ч. посредством запроса котировок) действует в ситуациях:

1.       Когда предметом сделки является оказание услуг на управление используемыми судебными органами (судебными приставами) автомобилями;

2.       При проведения закупки товаров, которые используются в целях, непосредственно соответствующим обозначению государственной тайны;

3.       При определении поставщика-исполнителя клининговых услуг (уборка в государственных помещениях, учреждениях);

4.       При оказании услуг, предусматривающих перевозку любым транспортом государственных ценностей;

5.       В других, оговоренных законом случаях.

Закон о госзакупках

Заявка на участие отправляется поставщиком в отношении заказчика в качестве подтверждения своего желания участвовать в конкурсе. Форма котировочной заявки, перечень необходимого пакета документов, а также срок, в которые она должна быть представлена, должны быть указаны в извещении заказчика о начале торгов. По окончании срока, установленного для подачи заявок, заказчиком производится публичное вскрытие каждой полученной заявки с полным задокументированием процесса. Победителям торгов объявляется участник, который в отношении предмета торгов предложит самую низкую цену. Но контракт также может заключаться заказчиком с единственным поставщиков, откликнувшимся на извещении о начале торгов, если его характеристика соответствует требованиям заказчика и заказчик при этом не исключает возможность подписания договора с этим поставщиком.

Для ситуаций, когда признается несостоявшейся проведенная процедура запроса котировок, Федеральный Закон №44-ФЗ предусматривает возможность продления сроков до 4-х дней для получения дополнительных заявок.

Запрос предложений с новыми редакциями

Запрос предложений – еще один способ поиска поставщика или исполнителя по госзаказу в рамках, установленных Федеральным Законом №44-ФЗ. Запрос предложений может быть произведен в случаях:

·         если предметом заказа является поиск компании-поставщика электроэнергии;

·         если закупка производится в отношении экипировки, оборудования, инвентаря с целью использования его для участия в спортивных соревнованиях (в т.ч. Олимпийские игры, Параолемпийские игры, пр.);

·         при подписании контракта с организациями других стран для лечения граждан Российской Федерации за границей;

·         если предметом закупки являются медикаменты, лекарственные препараты, которые назначаются в индивидуальном порядке пациенту, если у него обнаруживается индивидуальная непереносимость аналогов соответствующих препаратов, производимых на территории РФ;

·         при закупке услуг преподавателей, экскурсоводов, предоставляемых физическими лицами;

·         если предметом закупки являются художественные народные изделия, которые изготавливаются по образцам, зарегистрированным в соответствующих службах;

·         если предметом закупки является деятельность госструктур, осуществляемая за границей, если максимальная цена договора не превышает 15 млн.руб.;

·         если ранее проведенные торги признаны несостоявшимися;

·         при закупке товаров по ранее расторгнутому госконтракту со стороны заказчика в одностороннем порядке.

Согласно положениям Федерального Закона №44-ФЗ, вот крытом доступе должны размещаться:

1.       Условия будущего конкурса;

2.       Сроки, в течение которых будут приниматься заявки;

3.       Перечень документов, необходимых для участия в конкурсе;

4.       Критерии отбора поставщиков (по усмотрению заказчика).

Предоставившие свои предложения поставщики, приславшие их в течение указанного для этого срока, считаются участниками торгов. В соответствии с законом, спустя специально отведенный срок, заказчик может начинать производить вскрытие каждой заявки с обязательным ее задокументированием и фиксированием всех сведений о конкурсе в протоколе. Представители поставщиков могут присутствовать при вскрытии заявок.

Закон 44-фз

По результатам торгов соответственно установленным критериям относительно определения поставщика определяется победитель, а также объявляются результаты проведенного конкурса.

Запрос предложений, как один из возможных способов поиска поставщиков, может производиться в два этапа отбора:

1.       Первичный предусматривает определение реестра самых надежных поставщиков, зарекомендовавших себя, как подходящие ответственно к вопросу исполнения взятых на себя обязательств;

2.       Вторичный позволяет участникам улучшать свои предложения путем направления новых заявок к заказчику.

Изменения в отношении проведения электронного аукциона

Порядок проведения аукционов на электронных площадках также был дополнен корректировками в федеральный закон. На сегодняшний день проводиться могут как закрытые, так и открытые аукционы, а в отношении открытых не электронных аукционов устанавливаются ограничения.

Основные правила участия

Аукцион электронного формата, местом проведения которого является электронная торговая площадка, является мероприятием, где участники могут выдвигать свои ценовые предложения в течение всей процедуры.

Федеральным Законом определяется первичная стоимость контракта (максимально возможная), которая в ходе электронного аукциона подлежит снижению в строгой последовательности, которую предусматривает данный закон. Чтобы рассчитать максимальный ценовой порог, используются коэффициенты, действующие в диапазоне 0,5-5% от начальной стоимости контракта.

Обязанность следить за анонимностью на электронных торгах полностью возлагается на администратора электронной торговой площадки. Кроме того, администратор должен контролировать за снижением стоимости и соответствиям предложений установленным нормам. В случае выявления нарушений либо несоответствий, администратор может отклонять такие предложения.

Результаты проведенного электронного аукциона должны быть размещены в виде соответствующего протокола не позднее, чем через 30 минут после окончания аукциона. В нем должна быть указана вся информация, необходимая для обеих сторон контракта.

Несостоявшимся аукцион может быть признан в случае, если в течение 10 минут после начала торгов не поступает ни одного предложения от участников. В подобной ситуации размещение информации по такому аукциону и публичное его признание несостоявшимся также входит в обязанности администратора торговой площадки.

Важные особенности относительно обеспечения контракта

Федеральным Законом №44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, …» от 05.04.2013г.) предусмотрены условия обязательного выполнения контракта лицами, осуществляющими закупки, с 01.01.2014 года. Согласно этому закону, следует обязательно извещать о проходящей закупке документально и лично опубликовывать сведения о проведении процедуры на портале госзакупок. Таким образом, закон РФ регулирует взаимоотношения между заказчиком, получающим товары и услуги, и поставщиком.

В некоторых ситуациях проведение торгов не требует извещения. К таким относятся ситуации, когда:

·         Принимающие участие в проведении закупки лица являются органами госструктуры;

·         Контракт заключается у одного поставщика;

·         Производится закупка у международных поставщиков.

Данным законом устанавливаются права заказчика, который должен обеспечить и исполнить условия контракта в ходе оглашенных аукционов электронного формата.

Благодаря корректировкам, новый закон увеличивает эффективность проведения торгов, что позволяет поставщиков и заказчиков, более ответственно подходящих к условиям закупок и проведению работ по закупке необходимых товаров или услуг. Кроме того, теперь все этапы закупки будут прозрачными, а волна конкуренции, вызванная корректировками в законе, повысит профессиональный уровень заинтересованного заказчика.

Поступлением денежной суммы на указанный счет заказчика либо предоставленной банковской гарантией может быть обеспечен контракт по форме федерального закона №44-ФЗ. Федеральным законом установлено, что предоставляемая банковская гарантия должна соответствовать требованиям, изложенным в статье 45 данного закона. С целью обеспечения всех обязанностей в отношении контракта будут приняты к сведению все банковские гарантии, выданные непосредственно банком. Так как гарантия вносится в список всех выданных банковских гарантий, формируется особый реестр финансовых организаций, соответствующих правовым и законным требованиям.

В некоторых ситуациях для обеспечения контракта может быть внесена определенная денежная сумма. Такое предусмотрено и для операций, проводимых на территории РФ, по которым контракт обеспечивается путем внесения денежных средств по закону №44-ФЗ.

Обеспечение контракта

Важные особенности по обеспечению заявок

Вступивший в силу от 01.01.2014 года нормативно-правовой акт №44-ФЗ, регулирующий основные моменты в области закупок для удовлетворения нужд государственных и муниципальных учреждений, предусматривает проведение всех соответствующих операций только на контрактной основе.

Для обеспечения заявок может быть предоставлено обеспечение в виде:

1.       Банковской гарантии либо поступившей на счет заказчика денежных средств (займ, кредит, тендерные средства, личные и т.д.);

2.       Только лишь путем перечисления финансовых средств для аукционов, проводимых в электронной форме.

Для обеспечения заявки процентная ставка по 44-ФЗ может составлять:

  • от 0,5% до 5% — если максимальная стоимость контракта больше 3 млн.руб.;
  • 1% — если максимальная стоимость контракта меньше 3 млн.руб.;

До 2% — если участниками аукциона являются организации с социальным направлением деятельности, если они являются организациями некоммерческого типа или малыми предпринимателями, организациями людей с ограниченными возможностями, учреждениями уголовно-исправительного типа.

Возвращение обеспечения заявки также возможно. Выплаты по возврату обеспечения возможны в ситуациях:

  • Если заявление на участие было просроченным;
  • Если был заключен контракт с поставщиком, ставшим победителем торгов;
  • Если по результатам проведенного конкурса не было выявлено победителя и, соответственно, не был заключен договор;
  • Если заявка от возможного участника торгов была отозвана до окончания срока, установленного для подачи заявок;
  • Если организатором аукциона было отклонено предложение о продлении сроков для подачи заявок для того, чтобы получить возможность участвовать в конкурсе.

В случаях, когда возникает один из описанных выше пунктов, конкурсанту могут быть возвращены вложенные ним в качестве обеспечения заявки средств. Полный возврат должен произойти в течение 5-ти дней.

Регламент госзаказа

Основные нововведения в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Федеральный Закон №223-ФЗ, призванный упорядочить и прояснить некоторые моменты старого нормативно-правового акта, должен создать более удобные условия для поставщиков, ответственно относящихся к выполнению условия контракта.

Основные корректировки коснулись некоторых положений закона №223-ФЗ. В частности, нововведениями стали положения:

·         об информационной гласности, которая предусматривает обязательное условие о размещении объявления о закупках (запланированных и проведенных) на официальном портале. Это необходимо для создания антикоррупционной среды в сфере проведения тендеров;

·         отсутствии четко сформулированных требований относительно процедуры проведения закупок, которые предоставляют возможность заказчику самому выбрать наиболее оптимальные условия;

·         касаемо нового реестра, который пополнили исполнители и поставщики, уклонившиеся от выполнения взятых на себя обязательств согласно условиям контракта либо нарушившие оговоренные контрактом условия;

·         относительно способов закупки (аукцион, конкурс, а также конкурсы в электронном формате).

Также законом о госзакупках №223 прописаны новые правила, согласно которым у конкурсантов появляется возможность обжаловать неправомерные действия со стороны заказчика. Это касается случаев:

1.       Если заказчик нарушил условие о сроках размещения положения о закупке;

2.       Если заказчик требует от участника предоставление документов, которые не прописаны в уведомлении о закупке;

3.       Если закупка производится без размещения соответствующего положения о закупке.

Однако, присутствуют в законе №223-ФЗ и некоторые сложности для поставщиков. Хотя №223-ФЗ, как регулирующий область закупки нормативно-правовой акт, и удобен для крупных государственных корпораций, для мелких учреждений и предприятий он представляет некоторые сложности. К примеру, по стабильности небольших фирм и предприятий может нанести существенный удар снижение начальной цены контракта.

Еще одной проблемой для поставщиков по новому закону №223-ФЗ является неправильное понимание некоторых пунктов (противоречивость положениям ГК РФ), прописанных в данном законе.

Однако, в целом, как для поставщиков, так и для заказчиков, благодаря нововведениям в законе №223-ФЗ были созданы более комфортные условия участия в тендерах.

 

Автор: Ирина Б.


 
Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных