Реестр банковских гарантий
Что такое банковская гарантия? Это документ, гарантирующий исполнение контракта. Если в банк обращается частное лицо, или юридически заверенное предприятие, с просьбой выдать банковскую гарантию, банк должен проверить все данные этого лица и в случае соблюдения всех норм и правил, выдать банковскую гарантию. Но нередко происходит подделка банковской гарантии. Все чаще встречаются неподлинные документы, согласно которым банковская гарантия не действительна. С таким документом нельзя получить компенсацию от контракта, который не был исполнен, или же исполнен с нарушениями. Следствием этого стали изменения Закона 44-ФЗ и новые требования к гарантиям банка.
Содержание
Реестр банковских гарантий 44-ФЗ
Главным аспектом реформы закона стали изменения в работе Единого федерального реестра банковских гарантий. С начала года банки обязаны вносить данные банковской гарантии, которая выдается заказчику. В большинстве случаев с такой просьбой в банки обращаются государственные структуры и предприятия, чтобы контролировать и обеспечивать государственные заказы. Функционирование реестра поможет отслеживать движение государственных средств, контролировать закупки, а также снизит опасность большого количества фальсификаций и иного мошенничества, связанного с бюджетными средствами.
Главной идеей образования федерального реестра, была идея сделать его максимально доступным и обязательным. Работа реестра осуществляется бесплатно для участников банковского процесса на всех уровнях:
- непосредственно для самого банка;
- для заказчика;
- для поставщиков.
Москва и ее банки стали первоиспытателями этой системы. Пользование реестром максимально удобно. Электронные торговые площадки связаны с реестром. Банковские гарантии можно просто вносить или проверять их на подлинность. При чем, это займет немного времени.
Функции реестра банковских гарантий 44-ФЗ
Главной функцией реестра банковских гарантий является контроль государственных средств и уменьшение рисков потерять деньги при закупках, осуществленных бюджетными средствами. Работа реестра заключается в том, что на нем публикуются все банки, выдающие гарантии, и данные этих гарантий.
Банковская гарантия по обеспечению контракта должна быть опубликована в реестре не позже истечения одних суток с момента выдачи. Эти правила обязательны для всех банков. Но стоит отметить, что далеко не каждый банк может давать гарантию, а только тот, который входит в список, представленный федеральным Налоговым кодексом.
Постановление федерального правительства «О банковских гарантиях…» контролируют следующие аспекты работы реестра:
- условия и порядок публикации сведений о выданной гарантии;
- дополнительные требования к выдаче;
- форма и условия оплаты за выданную банковскую гарантию;
- изменения в работе реестра.
Главным плюсом функционирования реестра является то, что теперь физическое или юридическое лицо получает стопроцентную уверенность в том, что данная гарантия подлинна и действительна. А если гарантия была получена заказчиком да начала действия реестра, он может проверить ее подлинность, введя необходимые данные.
Информация, необходимая для реестра банковских гарантий
Чтобы сделать реестр максимально полезным и удобным, при этом сделать возможным проверку гарантий на подлинность, существует определенный список данных, которые необходимо внести в реестр.
- адрес и название банка;
- сумма, которую получит заказчик от банка в качестве компенсации за не выполненный контракт, или выполненный неправильно;
- название и адрес фирмы-исполнителя, или же личные данные (фамилия, имя, отчество и адрес) если исполнителем является физическое лицо;
- обязанности исполнителя;
- условия, которые должен выполнить банк, а именно выплатить неустойку в случае несоблюдения контракта, а также каким образом и в какие сроки будут осуществлены все необходимые выплаты;
- дата окончания действия банковской гарантии.
Также, в реестр нужно вводить копию необходимых документов и самой банковской гарантии. На всех документах, которые подлежат публикации в реестре, должна присутствовать электронная подпись банка.
Осуществление работы реестра в данное время
Так как наиболее частыми заказчиками банковской гарантии становятся госструктуры, для осуществления обеспечения государственных заказов, то риска не выполнения контракта какой-либо стороной быть не должно априори. В последнее время, уже после старта действия реестра банковских гарантий, было предотвращено достаточное количество фальсификаций. Это говорит лишь о том, что эта программа действует и она эффективна.
Внесение данных банковских гарантий сейчас осуществляется на добровольной основе. Но существуют рекомендации всем участникам деловых отношений и государственных сделок обращаться за гарантией только к тем банкам, которые пользуются реестром. Если вносить данные в реестр, то можно воспользоваться также и интегрированной с ним системой госзаказа.
Как указано выше, пользование реестром банковских гарантий на данном этапе бесплатное. Планируется, что таковым оно останется и впоследствии для заказчиков, банков и поставщиков. Но, для того, чтобы начать работу с реестром, надо выполнить такие действия:
- оформить соглашение с руководством соответствующего города, а именно с Департаментом конкурентной политики;
- документы должны сопровождаться электронной подписью, которую можно получить в удостоверяющих центрах;
- соблюдать регламент при публикации сведений выданных банковских гарантий в реестре;
- внести в реестр свои данные и получить регистрацию в качестве гаранта, то есть банка, имеющего возможность предоставлять гарантии;
- выдавать подлинные банковские гарантии и вносить их в реестр.
Таким образом, Единый федеральный реестр банковских гарантий – это реформа контрактной системы, позволяющая контролировать процесс проведения необходимых закупок государственными учреждениями, а также следить за подлинностью выданных банком гарантий.
Ниже приведено информационное видео о правилах оформления банковских гарантий, согласно закону: